Путин решил действовать по принципу «бить буду аккуратно, но сильно». Эффект не заставил себя долго ждать. Европейские политики выражают «удивление», «смущение», «непонимание» и надежду на то, что можно как-то «выйти из логики санкций». Для Евросоюза Россия — ключевой рынок. Доля ЕС в российском продовольственном импорте — 42%, а для ЕС мы — самый большой потребитель после США. Показательно, что европейские политики сразу просекли главную «фишку» российских санкций — дело в том, что санкции вводятся на год, а вот российский рынок можно потерять навсегда. Поэтому ущерб от «аккуратных санкций» Путина будет долгосрочным.
Помимо прямого экономического эффекта, российские санкции будут создавать постоянные политические проблемы. Получается, что Путин щедро разложил целое созвездие кнопок на стул, а Евросоюз со всей дури на него плюхнулся. Дело в том, что теперь все пострадавшие страны будут требовать от Еврокомиссии компенсации за полученные убытки, а у Еврокомиссии лишних 12 миллиардов евро в год нет и не будет.
Не успела Россия объявить о санкциях, как уже начала выстраиваться очередь в брюссельскую кассу взаимопомощи. Первыми успели поляки, но им все равно не дадут денег. Вторыми высказались финны, и тут все намного серьезнее. Кстати, а как российские либералы будут комментировать то, что благословенная Финляндия скатилась в экономический кризис из-за того, что ватники ввели против нее санкции? Именно на такой сценарий указывает финский премьер Александр Стубб: «Есть потенциал, что это будет экономическим кризисом 2.0». Так заявил он на вчерашней пресс-конференции. Забавно, что финский политик сразу же перешел к требованиям покаяния и компенсаций. Причем каяться за нарушение международного права он потребовал от России, а вот компенсаций он потребовал от Евросоюза: «Это абсолютно ясно. Если санкции ударят по Финляндии непропорционально, мы будем пытаться получить помощь от наших партнеров по ЕС».
Легким движением руки Путин превратил несколько стран Евросоюза в клоны Украины — они теперь тоже скачут и требуют, чтобы им платили деньги только за то, что они ненавидят москалей. Для Украины такая болезнь уже закончилась плохо, а вот Финляндию и другие страны от нее вылечат быстро. Лечить будут с помощью любимого немецкого лекарства — политики бюджетной экономии, более известной как «целебное голодание».
Еще одна головная боль для Евросоюза заключается в необходимости как-то купировать непрямые последствия российских санкций. Например, фермеры не смогут вернуть часть кредитов, которые они взяли под залог экспортных контрактов в Россию. Некоторые производители не смогут платить смежникам, некоторым придется увольнять работников — это все создает проблемы, на решение которых нужны деньги. А самое обидное заключается в том, что теперь нужно будет или смириться с тем что экспортный потенциал Евросоюза усохнет на 10% (примерно столько продовольственного европейского экспорта потребляла Россия) или придется увеличивать субсидии европейским производителям, чтобы они имели шансы на других рынках. Уровень субсидий в ЕС достигает 30% и увеличивать его будет очень накладно, да и правила ВТО это не очень позволяют. Для некоторых стран даже увеличение субсидий будет как мертвому припарка. Например, министр сельского хозяйства Польши уже признал, что заменить российский рынок будет крайне сложно. У европейцев даже нет варианта ответить по принципу «зуб за зуб», ведь Россия не экспортирует продовольствие в Европу. Россия — крупный экспортер зерна, но не продает его в ЕС. Надеяться на то, что Москва сама отменит санкции, испугавшись продовольственного кризиса, нет смысла. За исключением редких «премиумных» товаров (например, французского вина) весь продовольственный экспорт из Европы легко заменить экспортом из других стран или собственным производством. Получается, что для России серьезных рисков нет, а есть потенциал роста собственного производства, в то время как для Евросоюза потери гарантированы.
Есть от чего задуматься. Оценив долгосрочные проблемы, которые возникают от первых российских санкций, бюрократы ЕС, скорее всего, придут к выводу, что гораздо выгоднее Украину «слить» и забыть о сложившейся ситуации как о страшном сне. Очень возможно, что такие мысли уже посещают руководителей Евросоюза. Буквально через несколько часов после введения российских санкций по новостным лентам прошло одно сообщение…
«Мы хотим преодолеть логику санкций, мы хотим сесть с русскими за стол переговоров, чтобы совместно обсудить дальнейшее пути развития Украины», — заявил официальный представитель Еврокомиссии в Германии австриец Рихард Кюнель, передаёт РИА «Новости» со ссылкой на «Deutsche Welle».
Россия это предлагала с самого начала, но, по всей видимости, европейцам нужна была демонстрация политической воли и доказательство того, что Россия может сделать больно, даже не притрагиваясь к газовому вентилю. Они это доказательство получили, причем в довольно обидной форме.
Нужно быть очень наивным, чтобы полагать, что европейцы будут согласны терпеть экономические убытки ради Украины. Как видно из заявления Кюнеля, они даже не могут потерпеть пару недель для того чтобы «сохранить лицо» и хотя бы сделать вид, что проблемы украинцев их волнуют больше, чем проблемы собственных фермеров. Не исключено, что нам предстоит наблюдать за довольно забавным спектаклем: Вашингтон будет давить на Евросоюз и требовать сохранения и усиления санкций, а Евросоюз будет требовать компенсаций от США. Лишних денег у американцев нет, они и так вынуждены останавливать печатный станок («программу количественного смягчения») этой осенью из-за боязни окончательно подорвать экономику. Более того, платить европейцам компенсации — абсолютно неприемлемо с внутриполитической точки зрения. Президента, который попытается это сделать, сожрут сразу, а у Обамы и так импичмент на носу. В этой ситуации у европейцев (даже у таких упоротых русофобов, как поляки) появится огромный соблазн по-тихому «слить» Украину, причем сделать это как можно быстрее. Самый вероятный сценарий: организовать какую-то схему, которая может сойти за «дипломатическое решение вопроса», позволив европейцам напялить себе нимб миротворцев.
Российские санкции избавили Евросоюз от ощущения собственной неуязвимости и исключительности. Это — хорошо. Понимание того, что потеря хороших отношений с Россией является непозволительной роскошью, очень поможет Евросоюзу выстраивать с нами правильные отношения, несмотря на давление из Вашингтона.
Edited by DeLarge, 10 August 2014 - 22:33 pm.